Кафедра была основана в 1998 году (приказ №186-Л от 20.05.1998 года) и именовалась кафедрой пропедевтической стоматологии. Через несколько месяцев был присоединен курс профилактики стоматологических заболеваний, и кафедра получила название – кафедра пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний. С 01 сентября 2021 года кафедра переименована в кафедру стоматологии общей практики.
Руководила кафедрой с момента ее основания и до 2020 года доктор медицинских наук, профессор Скорикова Людмила Анатольевна.
Благодаря энтузиазму сотрудников кафедры, а также поддержке всех смежных стоматологических кафедр, удалось в короткий летний период обеспечить функционирование кафедры в полном объеме уже к началу учебного 1998 года.
С 2020 года кафедрой руководит доктор медицинских наук, доцент Арутюнов Арменак Валерьевич.
На кафедре в настоящее время работают кандидаты медицинских наук доценты Р.К. Фатталь, А.А. Овсянникова, Н.П. Бычкова; кандидаты медицинских наук ассистенты кафедры Н.М. Царинская, В.И. Колодкина, О.А. Павлович, С.Б. Хагурова; ассистенты кафедры Х.Ю. Ханахок, Э.Т. Доева, М.М. Совмиз; лаборант С.Т. Жане.
Основной работой на кафедре является преподавание дисциплин и модулей по основному профилю стоматологии. На сегодняшний день, в связи с внедрением в учебный процесс новых образовательных стандартов, на кафедре студентами I, II, III и V курсов изучаются следующие дисциплины: пропедевтика стоматологических заболеваний, профилактика и коммунальная стоматология, основы зубопротезной техники и клиническая стоматология.
Под контролем кафедры стоматологии общей практики проходит 3 практики: ознакомительная практика введение в специальность, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по профилактической стоматологии, клиническая практика по клинической стоматологии.
Аудитории кафедры оборудованы телевизорами, стендами, содержащими информацию по стоматологическому инструментарию различного профиля, пломбировочным материалам и материалам для ортопедической стоматологии, средствам и методам гигиены полости рта. Для каждого предмета составлены и изданы типографским способом утвержденные ЦМС методические рекомендации, которые содержат весь необходимый для изучения будущей специальности базовый материал, а также тестовые задания по каждому разделу специальности. На данный момент ведется работа по переработки методических пособий и разработке рабочих тетрадей.
На кафедре проводится учебно-методическая работа. Аудиторные занятия проводятся один раз в неделю согласно плану по учебной нагрузке и проходят по определенной схеме. Проводится опрос студентов для выявления уровня начальной подготовки. Основное время выделяется на практическую часть, которой уделяется большое внимание.
Частью практической подготовки служат ролевые игры, успешно применяемые на кафедре и позволяющие показать заинтересованность и грамотность обучающихся. В конце занятия студенты отчитываются по результатам выполненной работы, а также восполняют пробелы, выявленные при начальном опросе. В итоге студент получает три оценки: за самостоятельную работу, теоретические знания и практическую работу. Занятия проводят ассистенты и доценты – кандидаты медицинских наук, имеющие первую и высшую квалификационную категорию по терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии. Разнообразно иллюстрированные лекции в виде компьютерных презентаций содержат основной и современный материал.
Первостепенной установкой на обучение в настоящее время справедливо считается получение не только знаний, но и навыков для успешной практической работы врача-стоматолога. Кафедра стоматологии общей практики всецело старается обеспечить их освоение. Кафедрой подготовлены фантомы для проведения эндодонтических манипуляций. Для занятий по пропедевтике выделены аудитории, оборудованные микромоторами с наконечниками, стоматологическими материалами и инструментами. Зубными техниками изготовлены модели для демонстрации клинико-лабораторных этапов изготовления искусственных коронок и мостовидных протезов. Для хирургического раздела пропедевтики стоматологических заболеваний сформированы наборы инструментов для удаления зубов, индивидуально предоставляются тренажеры для наложения швов, пластмассовые фантомы для шинирования.
С материаловедением студенты знакомятся в рамках пропедевтики стоматологических заболеваний. Будущие врачи осваивают физико-механические, технологические, манипуляционные свойства основных и вспомогательных материалов, применяемых в клиниках стоматологии. На практической части материаловедения студенты отрабатывают методику снятия оттисков, учатся алгоритму применения оттискных масс и пломбировочных материалов. Главным итогом изучения материаловедения является знания основных групп стоматологических материалов, включенных в стандарт оказания стоматологической помощи, способности грамотного выбора оптимального для данного пациента.
На кафедре оборудованы учебно-лечебные кабинеты для проведения практических занятий.
Занятия параллельно с кафедральной базой проводятся в Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре КубГМУ. Два стоматологических фантомных класса оборудованы современными установками, инструментами и материалами, фантомами для препарирования, что помогает результативнее освоить мануальные навыки. В лаборатории зубными техниками демонстрируются различные этапы изготовления коронок и мостовидных протезов, технология литья. На кафедре имеются микромоторы и угловые наконечники для осуществления препарирования фантомных зубов.
В рамках дисциплины профилактики и коммунальной стоматологии студенты изучают вопросы организации и оснащения кабинета профилактики в стоматологической поликлинике, стоматологический инструментарий, способы и методы стерилизации, особенности осмотра полости рта пациентов различного возраста. Будущие врачи осваивают выявление зубных отложений, методики индексов гигиены и пародонтальных индексов, предметы и средства индивидуальной гигиены, профилактику кариеса, некариозных поражений, заболеваний пародонта. Студенты знакомятся с проведением различных видов санации полости рта, диспансеризацией населения у стоматолога. так же зучается профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта у лиц с системными заболеваниями, зубочелюстными аномалиями и деформациями, при хирургических вмешательствах в полости рта и челюстно-лицевой области. Кроме того, студенты изучают краткий обзор эпидемиологии, планирования и оценки эффективности программ профилактики.
Студентам в рамках дисциплины ПКС организованы практические занятия на базе стоматологической поликлиники университета. Здесь они изучают основы обследования пациента, проведения и интерпретации дополнительных методик обследования, осваивают современные методики и материалы, используемые врачами-гигиенистами.
С 2020 года в учебный процесс внедрен новый модуль «Основы зубопротезной техники». В его рамках студенты знакомятся с лабораторными методами изготовления съемных и несъемных ортопедических конструкций. Занятия проводятся на базе зуботехнической лаборатории университета.
За период существования кафедры защищены 2 докторских и 10 кандидатских диссертаций. Сотрудниками кафедры опубликованы в печати более 300 научных работ, получено 19 патентов на изобретение, сделаны 5 рацпредложений.
За 15 лет на кафедре прошли подготовку 67 интернов, 19 ординаторов по специальностям “Стоматология”, “Стоматология терапевтическая”, “Стоматология ортопедическая”.
Научно-исследовательская работа на кафедре позволяет привлекать к ней студентов. Каждый преподаватель ежегодно готовит студентов с докладом на студенческую научную конференцию, которая уже несколько лет проводится в виде подсекции стоматологии непосредственно на кафедре для студентов I-II курсов. Значительную роль в постижении специальности становятся проводимые на нашей кафедре студенческие олимпиады профессионального мастерства. Подготовленные нашими преподавателями студенты успешно участвуют в межрегиональных играх и олимпиадах (г. Воронеж, Волгоград, Москва), регулярно занимая призовые места. В результате будущие врачи приобретают опыт самостоятельной исследовательской деятельности, применяя его впоследствии на старших курсах, а в дальнейшем и в практической работе.
Коллектив кафедры за период ее существования проделал огромную, результативную работу. Кафедра не останавливается на достигнутом, и в дальнейшем будет продолжать оптимизировать учебный процесс в свете новейших современных достижений.