Фармакологии
Кафедра фармакологии Кубанского государственного медицинского университета основана в 1922 году. Первым заведующим кафедрой был избран по конкурсу профессор Павел Петрович Авроров - выдающийся ученый и общественный деятель.
П.П. Авроров родился в 1870 году в деревне Налескино Вязниковского уезда Владимирской губернии. Закончил духовную семинарию и медицинский факультет Томского университета с отличием. Через некоторое время он был командирован в Петербургскую Военно-медицинскую академию для научного усовершенствования. В 1896 году его зачислили прозектором кафедры общей патологии. В то время кафедру возглавлял всемирно известный учёный В. В. Пашутин. Вокруг этого учёного сплотилась большая группа научной молодёжи – будущие знаменитости отечественной медицины: Н.П. Кравков, А.А. Лихачёв, Н.А. Альбицкий и др. В этой обстановке творческого подъёма П.П. Авроров работал в течение 8 лет. Влияние В.В. Пашутина и его школы оставило у Павла Петровича неизгладимый след: он проникается смелыми научными идеями.
П.П. Авроров активно берётся за научную разработку вопросов полного голодания, исходя из того, что многие заболевания осложняются голоданием организма, оказывающим существенное влияние на течение и исход болезни.
Результаты многолетних исследований позволили П.П. Авророву выполнить и в 1900 году блестяще защитить докторскую диссертацию на тему «Обмен веществ и развития энергии организма при полном голодании». Эта работа явилось солидным вкладом в отечественную медицинскую науку.
Спустя два года Павел Петрович избирается приват-доцентом кафедры общей патологии Военно-медицинской академии.
В 1904 году П.П. Авроров избирается заведующим кафедрой общей патологии медицинского факультета Томского университета и работает там в течение 17 лет. В этот период Павел Петрович проводит большую работу по изучению влияния сыворотки на состав крови и обмен веществ. Впервые им выполняются исследования по культивированию тканей вне организма. Важнейшее из них – «Опыт культивирования тканей вне организма». Эта работа была выполнена совместно с А.Д. Тимофеевским.
В 1913 году П.П. Авророву и А.Д. Тимофеевскому удалось получить интересные результаты при культивировании лейкемической крови человека. Позднее за цикл работ по культивированию тканей вне организма авторы были удостоены премии имени профессора М.М. Руднева и признаны основоположниками этого направления в СССР.
Наряду с большой научной и педагогической работой П.П. Авроров выполнял в Томске обязанности декана, проректора и председателя Государственной испытательной комиссии медицинского факультета.
В 1922 году П.П. Авроров избирается заведующим кафедрой фармакологии Кубанского медицинского института. Только что организованному институту П.П. Авроров с большим энтузиазмом берётся помочь в его становлении. Он организует и оборудует кафедру фармакологии, обеспечивая её всем необходимым для развёртывания учебного процесса и научных исследований. В силу необходимости ему приходится организовать также работу кафедры экспериментальной гигиены, которую он возглавлял в течение 8 лет - с 1924 по 1932 год. Ему принадлежит большая заслуга в организации лаборатории и курса химической защиты. П.П. Авророву пришлось преподавать патофизиологию, фармакологию, гигиену и токсикологию, выполнять большую административную работу в институте, будучи его ректором (1925-1929).
Много внимания П.П. Авроров уделял учебно-методической и воспитательной работе со студенческой молодёжью. Его лекции отражали современные достижения медицинской науки того времени.
Не ограничиваясь огромной педагогической и административной работой, П.П. Авроров изучал местные условия и возможности для создания собственного научного направления. Он обратил внимание на то, что Северный Кавказ, Кубанская и Черноморская области богаты минеральными источниками, лечебными грязями. Он выступал с инициативой изучения курортных ресурсов Кубани. Особенно много внимания уделяется им фармакодинамическому исследованию Псекупских минеральных источников курорта Горячий Ключ, а также курортов Геленджика, Талги и других. Большую работу П.П. Авроров проводил по совершенствованию методов экспериментальных исследований.
П.П. Авроров придавал важное значение роли научной критики, указывая, что она «имеет единственную цель - раскрытие тайн природы и познание истины, достигаемое с таким трудом, с такими чрезмерными усилиями разума, но ум человека в своём стремлении к познанию истины не останавливается ни перед какими преградами и не ставит никаких пределов своим стремлениям и достижениям».
Павел Петрович подчёркивал, что «всякое научное открытие, разъясняя известную область ранее не понятых нами явлений, возбуждает в тоже время целый ряд новых вопросов, требующих дальнейшего разрешения и ответа».
П.П. Авроров открывал молодёжи широкую дорогу в науку, когда говорил: «В общей мировой работе всем научным сподвижникам найдётся соответствующее дело и место: и мировым гениям, которым наука обязана величайшими открытиями и обобщениями, и выдающимся талантам, одаренным остротою и глубиною ума, и научным труженикам, идущим к поставленной цели, хотя и медленным, но уверенным шагом, и молодым научным работникам, которым пытливый разум не дает покоя в искательстве истины. Каждому в научной работе найдётся место, соответствующее его способностям и дарованиям, лишь бы имелось желание и склонность к научной работе, лишь бы имелась в нём искра научной пытливости и научного мышления».
Под руководством П.П. Авророва успешно защитили диссертации 3 аспиранта: Г.M. Шпуга, Я.Л. Левин и И.Э. Акопов.
Вызывает восхищение и глубокую признательность то, как П.П. Авроров, перегруженный педагогической и научной деятельностью, на протяжении 18 - летней работы в Кубанском медицинском институте выполнял обязанности проректора, ректора, заведующего сектором (декана) заочного обучения и учебно-научной частью (с 1935 г. и до конца своих дней - до 19 июля 1940 года), оставаясь при этом простым, отзывчивым, всегда доступным, принципиальным и в высшей степени гуманным Человеком.
После кончины П.П. Авророва с 1940 года кафедру возглавил доцент Яков Львович Левин. Им был усовершенствован ряд методов фармакологических исследований.
С 1958 года кафедрой заведовал профессор Иван Эмануилович Акопов. В этот период основной научной проблемой кафедры становится «фармакология процесса свертывания крови и гемостаза». За время научной и педагогической деятельности (1945-1974) И.Э. Акоповым подготовлено 27 кандидатов и 3 доктора медицинских наук. Результатом научных исследований явилось внедрение в медицинскую практику препаратов логохилуса опьяняющего, обладающего кровоостанавливающим, седативным, антигипертензивным и гипосенсибилизирующим свойствами. Под руководством И.Э.Акопова на Кубани началась организация аллергологической службы по борьбе с краевой патологией - амброзийным поллинозом.
С 1974 года кафедру возглавил ученик И.Э.Акопова профессор Аркадий Иванович Остроумов. В этот период, наряду с изучением фармакологии свёртывания крови и гемостаза, разрабатываются вопросы фармакотерапии аллергических заболеваний. В г. Краснодаре и многих других городах края создаются аллергологические центры, которые успешно функционирует и в настоящее время. Большая научно-исследовательская работа, проводившаяся А.П. Остроумовым, выдвинула его в ряд ведущих аллергологов нашей страны и Европы. За период его руководства кафедрой успешно защитили кандидатские диссертации 11 аспирантов и соискателей.
В 1980 - 1981 годах обязанности заведующего кафедрой исполняла профессор Вера Михайловна Ядрова. В этот период были продолжены учебно-методическая работа и исследования по основным научным направлениям кафедры.
В 1981 году на должность заведующего кафедрой фармакологии избран по конкурсу профессор П.А. Галенко-Ярошевский. Знания и опыт, приобретённые в Винницком медицинском институте (по прежнему месту работы) под руководством известного фармаколога профессора А.А. Столярчука, и многолетний опыт коллектива кафедры фармакологии Кубанского медицинского института послужили хорошей основой для усовершенствования методов обучения студентов в соответствии с ростом требований к качеству подготовки молодых специалистов.
В связи с лавинообразным увеличением объёма информационного материала по фармакологии профессорско-преподавательский коллектив кафедры начал готовить для студентов учебно-методические материалы с учётом профилирования преподавания по специальностям, отражающие наиболее важные достижения в соответствующей области знаний согласно рассматриваемой теме на лекциях и практических занятиях.
В последующем каждые 5 лет переиздаётся пособие (с исправлениями и дополнениями) «Фармакология. Руководство к практическим занятиям» для студентов 2-4 курсов.
В плане совершенствования преподавания фармакологии кафедра сотрудничает с соответствующими кафедрами Пятигорской фармацевтической академии, Волгоградского и Ростовского медицинских университетов. В результате этой кооперации к настоящему времени издано и переиздано несколько совместно подготовленных учебников и руководств к практическим занятиям для студентов медицинских вузов и учащихся медицинских и фармацевтических колледжей. С кафедрой фармакологии и клинической фармакологии Киевского национального медицинского университета им. А.А. Богомольца издан и пять раз переиздан учебник «Фармакология. Рецептура. Практические занятия» для иностранных студентов.
Следует отметить огромный вклад в учебно-методическую работу кафедры профессора В.М. Ядровой, доцента Л.В. Муртазаевой, а также старшего лаборанта Ю.И. Зубович (более 25 лет оказывала большую помощь в решении вопросов, связанных не только с учебным процессом, но и поддержанием материально-технической базы кафедры на должном уровне).
Издаваемые П.А. Галенко-Ярошевским с соавторами монографии по наиболее актуальным проблемам фармакологии и фармакотерапии предназначаются не только для специалистов в соответствующей области знаний, но и для студентов-медиков 3 - 6 курсов. Часть этих монографий передаётся в читальный зал университетской библиотеки, а также презентуется наиболее успевающим студентам и членам студенческого научного общества.
С целью повышения уровня преподавания фармакологии каждый преподаватель (поочередно) готовит и докладывает на заседании кафедры учебно-методические материалы с учётом последних достижений в области фармакологии. Усилия сотрудников сосредоточены также на переоснащении кафедры новыми учебными таблицами, схемами и другими наглядными пособиями (на русском и английском языках) учебного и воспитательного характера, а также мультимедийными проекторами и компьютерами, оснащенными обучающими и контролирующими программами.
На каждом практическом занятии осуществляется компьютерное тестирование (в течение 20 - 30 мин) знаний студентов, для этих целей на кафедре оборудован современной компьютерной класс.
В работе со студентами используются также элементы социально ориентированного образования.
Такая методология организации учебного процесса, отражающая современную концепцию единства обучения и воспитания, служит благородной цели подготовки высококвалифицированного врача, провизора, человека, гражданина.
Кафедра работает в тесном контакте с профильными деканатами: проводятся совместные совещания с обсуждением как текущей успеваемости студентов, так и итоговой (после экзаменов). Представители деканатов посещают практические занятия, лекции и экзамены, что также положительно сказывается на качестве подготовки студентов.
С целью контроля качества преподавания заведующий кафедрой ежемесячно посещает практические занятия и выборочно проводит со студентами итоговые занятия с последующим обсуждением на кафедральном совещании выявленных недостатков. Кроме того, преподавателями кафедры осуществляется взаимопосещение практических занятий.
Большое внимание кафедра уделяет работе студенческого научного кружка. Результаты выполненных студентами исследований докладываются и обсуждаются на заседаниях кружка, а также на студенческих научных конференциях различного уровня. Доклады готовятся как на русском, так и на английском языках. Наиболее активные студенты - кружковцы в период обучения на 3 - 6 курсах выполняют значительную часть исследований, которые в последующем переходят в диссертационные работы. В настоящее время бывшие кружковцы, соискатели, аспиранты и докторанты кафедры успешно работают в различных медицинских учреждениях, Кубанском медицинском университете и других вузах, а также в Научно–исследовательских институтах как в России, так и стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них доктора наук и профессора Ш.С. Ахмедова, В.В. Барташевич, А.Н. Бондаренко, С.Е. Гуменюк, С.М. Лемкина, С.Н. Линченко, К.Б. Мурзагулова, С.Г. Павленко, М.В. Покровский, В.В. Пономарёв, А.И. Пономарёва, В.Л. Попков, Ф.В. Семёнов, В.В. Скибицкий, В.В. Хан, И.Л. Чередник и С.А. Шахмарданова.
С 1981г. кафедра разрабатывает новое научное направление по изучению нейро-, кардио- и дерматотропной активности производных бензофурана, пиперидина, индолa, имидазобензимидазола, а также веществ метаболического типа действия. Результатом этой работы явилось создание (в соавторстве) и внедрение в медицинскую практику таких лекарственных препаратов, как рихлокаин, суфан и бализ-2.
На протяжении последнего десятилетия научная деятельность кафедры сосредоточена на таком важнейшем разделе фармакологии, каковым является разработка нового поколения лекарственных средств (местных анестетиков, антиаритмиков, антиангинальных препаратов, а также средств, повышающих выживаемость кожи в условиях редуцированного кровообращения). В этом направлении кафедра тесно сотрудничает с Научно–исследовательским интститутом физической и органической химии Южного федерального университета, кафедрой фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета, кафедрой молекулярной фармакологии и радиобиологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова , кафедрой прикладной математики Кубанского государственного университета (совместная работа по статистическому моделированию), Краснодарским филиалом ФГАУ "НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова" Минздрава России и Научно-исследовательским институтом фармакологии живых систем Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Исследования, выполненные П.А. Галенко-Ярошевским и коллективом кафедры совместно с видными фармакологами и клиницистами России и ближнего зарубежья, защищены более 70 авторскими свидетельствами СССР и патентами РФ на изобретения, 14 патентами Англии, Франции, США, Японии, Германии и других стран; получены 3 диплома на научные открытия. Опубликовано более 700 научных работ, в том числе, изданы и переизданы 64 книги [45 монографий (из них одна на английском языке), 7 учебников для студентов медицинских и фармацевтических вузов и колледжей, 12 руководств для студентов и врачей].
Под руководством и при научной консультации П.А. Галенко-Ярошевского подготовлено более 100 кандидатов и 18 докторов медицинских и биологических наук.
По инициативе П.А. Галенко-Ярошевского и при его организационном участии были созданы Краснодарский филиал Южного бюро Российской академии медицинских наук, научное руководство которого он осуществлял в течении ряда лет.
П.А. Галенко-Ярошевский осуществлял руководство и принимал непосредственное участие в токсикологических исследованиях каучуков и их ингредиентов, синтезированных в Научно–исследовательском институте синтетического каучука им. акад. С.В. Лебедева и предназначенных для использования в авиационной и космической промышленности.
При активном участии П.А. Галенко-Ярошевского и его учеников организованны кафедра фармакологии и клинической фармакологии Адыгейского филиала (г. Майкоп) и кафедра клинической фармакологии ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России.
П.А. Галенко-Ярошевский является членом–корреспондентом Российской академии наук, Заслуженным деятелем науки Кубани и Республики Адыгея, ведущим научным сотрудником (как внешний совместитель) Научно- исследовательского института фармакологии живых систем Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Дальнейшее совершенствование своей работы кафедра фармакологии как структурное подразделение ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России рассматривает в свете перспектив его развития, состоящих в том, что в настоящее время миссия университета определена как осуществление на уровне высших современных достижений образовательной, научной, клинической и социально-культурной деятельности в целях обеспечения интенсивного устойчивого развития общества, подготовки кадрового и научного потенциала для национальной системы здравоохранения России и зарубежных стран, удовлетворения потребности личности в интеллектуальном и нравственном развитии посредством получения довузовского, высшего и послевузовского профессионального медицинского образования.