Открытие и сопровождение проектов по улучшениям
В мае 2022 года было открыто 5 проектов по улучшениям:
– «Расширение доступности и улучшение условий изучения анатомии человека с использованием различных технологий обучения». Курирующий проректор Гайворонская Т.В. Руководитель проекта заведующий кафедрой нормальной анатомии Байбаков С.Е. На данный момент 70% мероприятий проекта реализовано, закрытие проекта планируется в 2023 году, в связи с необходимостью приобретения материально-технических средств, запланированных в 2023 году.
По итогам реализации проекта была оптимизирована логистика перемещения учебных групп в процессе практических занятий по изучаемым темам анатомии исключающая пересечения потока групп при перемещении в анатомический музей и операционную для работы с трупным материалом. Разработан стандарт проведения занятия и перемещения от 3-х до 12 групп, обучающихся по принципу “конвеера”. Увеличено время изучения анатомических экспонатов в музее с 10 до 20 минут на группу, в том числе за счет оптимизации пространства музея, зеркального размещения экспонатов и визуализации их размещения по анатомическим системам человека. Организована возможность прямой трансляции из операционной при работе с трупным материалом, позволяющая проводить демонстрацию и наглядное изучение, сразу для нескольких групп без посещения операционной;
– «Сокращение сроков обследования иногородних пациентов в Клинике ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, консультативно-диагностическое отделение». Руководитель проекта заведующий консультационно-диагностического отделения Клиники Просолупова Н.С. Проект закрыт в ноябре 2022 г. Проект стал финалистом Всероссийского конкурса лучших практик внедрения бережливых технологий в медицинских организациях первичного звена здравоохранения «Бережливое здравоохранение», организованного ЦНИИОИЗ Минздрава России, НМИЦ ТПМ Минздрава России и ГК «Росатом». На участие в конкурсе поступило 393 заявки, в полуфинал вышло 157 конкурсантов, из них финалистами стали 25. http://lean.mednet.ru/#rec492964251
В результате мероприятий по улучшениям сократилось количество посещений клиники (возвратов по потоку) с 3 до 1, длительное время до 14 дней и более для постановки диагноза и назначения лечения сократилось до 1 дн. Также уменьшилось время дообследования пациента на территории клиники с 4 часов до 1 часа. Количества заполняемых документов пациентом сокращено с 6 до 3;
– «Сокращение времени первичного приема и организация комплексного подхода при первичной консультации пациента стоматологического профиля в Клинике ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России». Руководитель проекта заведующий отделением терапевтической стоматологии Клиники Ларина А. Б. Проект закрыт в ноябре 2022 г. Проект стал полуфиналистом федерального конкурса «Бережливое здравоохранение» (организатор ЦНИИОИЗ)
В результате мероприятий по улучшениям время первичного приема пациента в поликлинике сократилось с 180 до 60 минут, что указывает на стопроцентное выполнение целевого показателя. Внедрена практика проведения комплексного консультирования, а время ожидания комплексной консультации сократилось на 66,6%. Возврат пациента для получения консультации узкого специалиста сократился с трёх раз до одного. В результате проведения мероприятий по оптимизации работы регистратуры время ожидания в очереди в регистратуру при первичном приеме пациента сократилось на 55,5%, время повторного до 100%;
– «Оптимизация процесса подачи документов для поступающих на циклы ФПК и ППС». Руководитель проекта заместитель декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Ананич В.А.. Проект в стадии завершения. Закрытие проекта планируется в январе 2023 г.
За счет внедрения электронного кабинета слушателя с элементами защиты от ошибок “пока-йока”, сократилось время обработки одной заявки на обучающий цикл более чем в три раза. При поступлении 150-200 заявок ежедневно трудоемкость их обработки снизилась на 60%. Сократилось количество ошибок в подаваемых слушателями информации и документах (было: допускали до 6 ошибок в одной заявке, стало 0), что позволило исключить ошибки в оформляемых по итогам обучающих циклов документах (приказах, протокола, ведомостях, свидетельствах);
– «Стандартизация размещения информации на информационных ресурсах университета». Курирующий проректор Гайворонская Т.В. Закрытие проекта состоялось в октябре.
Обоснованием выбора открытия проекта являлось наличие неполной и утратившей актуальность информации в разделах кафедр на сайте Университета, в том числе на портале электронного дистанционного образования, недостаточная информированность сотрудников кафедр о порядке размещения информации на информационных ресурсах, а также отсутствие контроля наполняемости информационных ресурсов кафедрами.
В ходе работы над проектом было разработано 2 стандарта: «стандарт порядка подачи кафедрами информации для размещения на сайте КубГМУ» и «стандарт порядка подачи кафедрами информации для размещения на портале ЭДО», реализован мониторинг наполняемости информации о кафедрах на сайте Университета, что способствовало повышению представления полной информация на сайте КубГМУ 34 кафедрами (на момент открытия проекта полная информация на сайте КубГМУ была представлена только 9 кафедрами).
«Федеральная инновационная площадка» (ФИП)
В рамках проекта «Федеральная инновационная площадка» (ФИП):
- Подготовлен и сдан отчет по ФИП по итогам 2022 года (второй год реализации проекта), в рамках которого достигнуты следующие результаты:
– разработаны методические рекомендации «Модель инновационной корпоративной культуры образовательных организаций в системе высшего профессионального образования»;
– проведен опрос обучающихся по анкете «Оценка содержания, организации и качества образовательного процесса при реализации образовательной программы» за 2021/22 учебный год. Процент удовлетворённости по факультетам составил от 82 до 98 %;
– разработан и внедрен в эксплуатацию новый сайт вуза, основанный на едином корпоративном стиле. Переработано и унифицировано содержимое страниц кафедр исходя из ценностей и потребностей посетителей сайта;
– обновлен стиль портала электронного (дистанционного) обучения в соответствии с единым корпоративным стилем. Запланирована унификация образовательных курсов на портале в соответствии с ценностями для обучающихся;
– переработан личный кабинет обучающегося, внешний вид приведен к единому корпоративному стилю. Проработано наполнение и функционал в соответствии с потребностями пользователей и требованиями UI/UX дизайна.
– внедрена система единой авторизации обучающихся;
– 96 сотрудников профессорско-преподавательского состава прошли повышение квалификации в области внедрения цифровых технологий в образовательный процесс на базе АНО ВО «Университет Иннополис»;
– прошли обучение по программе повышения квалификации «Внедрение бережливого производства в медицинских организациях: реализация личного проекта» 51 сотрудник КубГМУ и 59 представителей практического здравоохранения.
Управление по целям SQDCME
Внедрение управления по целям SQDCME еще одно направление деятельности центра бережливых технологий. На данном этапе разрабатывается презентация по внедрению SQDCME для представления и обсуждения на уровне ректората.
Подготовлены предложения по стратегическим целевым показателям в рамках каждого блока SQDCME.
Ассоциация Бережливых ВУЗов
В рамках Ассоциации Бережливых ВУЗов реализуются следующие мероприятия:
- Участие в онлайн семинарах «Университет +»:
-доклад с информацией о работе ВУЗа «Одним слайдом» (апрель 2022г.); – доклад с информацией о планируемых к реализации проектах «Проекты на старт» (май 2022 г.);
– доклад в разделе «Лучшие практики» (октябрь 2022 г.)
– доклад «Открытая фабрика» – онлайн трансляция обучения на фабриках процессов Ассоциации с целью обсуждения, обмена опытом, повышения и выравнивания качества работы (ноябрь 2022 г.).
- Разработка и реализация проектов в рамках направления «Межорганизационный поток формирования бережливой личности». В настоящее время заключен консорциум с Региональным центром компетенций и 10-тью медицинскими организациями, на основании которого в будет осуществлена адресная поддержка данных организаций с целью создания эталонных образцов в регионе. Более того, в реализации проекта примут участие более 30 ординаторов Кубанского государственного медицинского университета, которые в последствии будут тиражировать полученный опыт в практическом здравоохранении.
Образовательные и организационно-методические мероприятия
В Университете создан учебный центр «Фабрика процессов» и центр бережливых технологий, работа которых направлена на повышение эффективности деятельности Университета за счет устранения всех видов потерь, а также внедрения инновационной корпоративной культуры и подготовки «лидеров изменений» в организациях здравоохранения и социальной сферы.
Учебный центр «Фабрика процессов», сертифицирован при участии экспертов «Росатом». Команда лин-тренеров Кубанского государственного медицинского университета составляет 7 человек. В настоявшее время на Фабрике процессов обучено более 4000 слушателей, являющихся представителями медицинских организаций и государственных гражданских служащих (150 человек). География слушателей представлена 16 регионами (Краснодарский край, Московская область, Республика Северная Осетия (Алания), Свердловская область, Кировская область, Липецкая область, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Воронежская область, Нижегородская область, Волгоградская область и др.).
В настоящее время в Университете реализуется 5 Фабрик процессов:
– «Оптимизация и хранение запасов по системе Канбан»,
– «Производство медицинских халатов»,
– «Эффективный офис»,
– «Профилактический прием врача стоматолога»,
– «Оформление командировки»,
– «Управление проектами».
Лучшие практики, полученные в ходе работы участников на Фабрике процессов внедряются в практическое здравоохранение (более 10 актов внедрения).
Также реализуется более 6 программ повышения квалификации в области бережливых технологий от 18 до 180 часов. Ежегодно Университет осуществляет подготовку лин-тренеров в рамках сетевого договора с Кировским государственным медицинским университетом.
В данном направлении ведется следующая работа:
- Лин-тренерами Университета проводится обучение слушателей в рамках циклов «Внедрение бережливого производства в медицинских организациях: реализация личного проекта» на Фабрике процессов;
- Регулярно проводится обучение лин-тренеров Университета с целью повышения квалификации;
- Проведено обучение 100 медицинских работника и 100 работников муниципального и государственного управления Краснодарского края по бережливым технологиям в рамках реализации федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в Университете при поддержке администрации Краснодарского края;
- Производится информационно-методическое наполнение стендов проектного офиса;
- Ведется документационное сопровождение деятельности Центра бережливых технологий.
Особенностью бережливых технологий в медицине является соблюдение баланса между ожиданиями пациента и возможностями системы здравоохранения. Основная задача бережливых технологий в системе здравоохранения – это оптимизация процесса, уменьшение времени и затрат на эти процессы, а также повышение доступности и качества оказания медицинской помощи. Внедряя концепцию бережливого производства, медицинские учреждения могут получить заметную экономию по всем статьям расходов, при этом улучшить доступность и качество оказываемой медицинской помощи.