Становление и развитие медицины на Кубани является длительным процессом, берущим своё начало в глубокой древности. Почти полторы сотни тысяч лет предваряют процесс формирования современной медицинской научной культуры Краснодарского края. За этот период на территории Северо-Восточного Причерноморья (по берегам реки Кубани) сменилось множество народов и культур, которые влияли на формирование знаний о врачевании, санитарном деле и фармации.
Условно историю медицины Кубани можно разделить на четыре периода. Первый и самый длительный охватывает отрезок времени от зарождения первобытного строя до начала XVIII века (Нового времени). Он характеризуется становлением медицинской традиции под влиянием обычаев многочисленных этносов, проживавших на территории современного Краснодарского края (скифы, меоты, сарматы и даже греки – в ранние периоды античности; ногайцы, татары, а также итальянцы и турки – в Средние века).
Источниками знаний о медицине региона за данный период являются, прежде всего, археологические находки. Кроме того, сохранилось множество исторических документов за авторством авторитетных историков Древнего мира, самые ранние из которых датированы протоантичным периодом.
Северное Причерноморье от Древнего мира до первой половины XVIII века
Как известно, медицина зародилась вместе с появлением первобытного человека. Согласно современным археологическим данным, первый человек на территории нынешнего Краснодарского края появился в позднюю, ашельскую эпоху каменного века (ранний палеолит – 140-120 тысяч лет назад). Следовательно, примерно столько же лет и региональной медицине Северо-Восточного Причерноморья.
Начальный этап становления медицинских знаний на территории современной Кубани характеризовался всеми особенностями доисторической медицины. Археологические раскопки подтверждают наличие у древних племён, проживавших между Чёрным и Азовским морями, опыта в наложении иммобилизующих приспособлений и проведении трепанации.
Черепа со следами трепанации. Таманский полуостров (предположительно 121 тысяча лет до нашей эры)
Накопленные опытным путём знания первобытных племён Кубани в области врачевания, как и во многих регионах того времени, были тесно переплетены с эзотерическими воззрениями. Последствием такого симбиоза стало разделение, предположительно в 5 тысячелетии до н. э., медицины на две ветви – религиозно-эзотерическую и эмпирическую. Оба направления развивались параллельно и нередко перекликались в отношении используемых методов лечения человека. К началу эпохи бронзового века (3500 до н.э.) медицина вновь объединяет две ветви, становясь прерогативой людей, в той или иной степени связанных с племенной религией.
С первой половины I тысячелетия до н. э., благодаря древнегреческим и древневосточным письменным источникам, можно достоверно оценить уровень развития медицины Кубани. В те времена территорию современного Краснодарского края населяли оседлые синдо-меоты, киммерийцы, сарматы и скифы. Все эти племена имели схожую медицину, характерными чертами которой было применение местных трав, минералов и особенностей ландшафта (в зависимости от особенностей болезни, человека могли отправить лечиться в горную, лесистую или приморскую местность).
Карта территорий современной Кубани в период железного века и античную эпоху
Несмотря на кочевой образ жизни, у древних жителей Кубани имелись хорошо развитые знания о гигиене и санитарии. К примеру, Клавдий Гален (II век до н. э.) подробно описал метод закаливания младенцев в Скифии. Археологические исследования доказывают, что при обустройстве временных, а в дальнейшем и постоянных торговых поселений племена руководствовались простейшими санитарными нормами.
Древнегреческие историки Геродот и Плутарх писали, что врачеванием в Скифском государстве занимались в основном колдуны, упоминались и профессиональные скифские врачи, которые одновременно являлись жрецами. Например, жрец гиперборейского Аполлона Абарис прибыл в Дельфы, где с помощью лечебных снадобий и гимнов «изгонял болезни», а также якобы прекратил эпидемию чумы в Спарте. Римский писатель Лукреций Самосатский писал, что: «В середине VI века до н. э. в Греции скифские врачи Анахарсис и Токсарис снискали великую славу». Анахарсис – член царской семьи, считался одним из семи мудрецов Древнего мира и был прозван врачом-мыслителем. Токсарис умер в Афинах и после смерти был признан героем, а жители Афин стали приносить ему посмертные дары как врачу-иноземцу.
У скифов, как у прославленных воинов, хорошо были развиты знания в области полевой медицины и хирургии. Доказательством тому может служить барельеф с Куль-обской вазы, найденной в Керчи.
Барельеф с Куль-обской вазы с изображением работы скифских врачей (4-7 фигуры). Справа (4-5 фигуры) — сцена лечения ранения челюсти, слева (6-7 фигуры) – сцена лечения перелома голени. (Пантикапей (Керчь) IV–III век до н. э., иллюстрация из книги В.А. Прохорова)
Античный врач Гиппократ (460–377 год до н. э.) в своем труде «О воздухе, водах и местностях» дал подробное описание различных заболеваний жителей Северного Причерноморья, объясняя их климатическими особенностями и образом жизни. Низкую рождаемость в Скифии он считал следствием частой верховой езды, которая приводила к травмам тазобедренных суставов и появлению трофических язв на бёдрах. Помимо того, Гиппократ подверг критике некоторые варварские методы лечения местного населения. Так, для лечения описанной ранее проблемы скифы надрезали вены позади ушей и пускали кровь, что, по мнению отца медицины, и делало многих скифов бесплодными.
Медицину жителей античной Кубани не только критиковали. Аполлоний Родосский (III век до н. э.) описал «волшебную мазь Медеи», которую скифы применяли для заживления ран и ожогов. Плиний–старший (I век до н. э.) в труде «Натуральная история» писал о «скифской траве от болот Меотийских», которая применялась для лечения астмы, а также о таких препаратах, как «Гиппана» и «Акор», которые применялись как горячительное и облегчающее средства при укусах змей. Из того же источника известно, что скифские травы (аирный корень, заячий корень, понтийская шандра и др.) продавались в другие страны и были весьма популярны у античных врачевателей. Скифы и иные народности, населявшие территорию будущего Краснодарского края, умели успешно культивировать лекарственные растения и имели зачатки фармацевтических знаний.
Огромную роль в развитии и становлении медицины в регионе сыграла античная культура. Экономические и культурные взаимоотношения с Грецией способствовали взаимному обмену знаниями в области медицины. В городах-колониях, на побережье Чёрного моря, практиковали врачи из метрополий и работали медицинские школы, где местное население могло получить образование.
Наивысшего расцвета медицина в регионе достигла с 480 года до нашей эры до 370 года нашей эры в период Боспорского царства — античного государства в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Выдающийся правитель Понтийского, а затем и Боспорского царств Митридат VI Евпатор, по свидетельству Гая Плиния Секунда, создал к началу I века до нашей эры общество ученых, в состав которого входили и местные врачи. Он считался известнейшим фармакологом и врачом Древнего мира, автором ряда трудов в области медицины. Царю Мидридату приписывается создание препарата на основе мёда «Териак» (древняя панацея), в состав которого входило 57 ингредиентов. В I веке нашей эры териак был усовершенствован Андромахом Старшим из Крита — первым архиятром императора Нерона. Данное средство было очень распространено в медицине Востока и Запада, а также в России вплоть до XVII века.
В целом самобытная медицина Кубани времён античного периода обогащалась и развивалась достаточно быстрыми темпами, несмотря на свою направленность на применение сугубо местных лекарственных средств и некоторую консервативность в отношении хирургических методов лечения. Являясь уникальной системой врачевания, медицина скифов и меотов была вполне действенной и пережила сопряжение с более развитой медициной средиземноморских стран, сохранив свои основные особенности и черты. В таком виде она была унаследована средневековыми жителями Кубани.
К концу V века нашей эры, вследствие переселения на запад кочевых народов Передней Азии, медицина жителей Северо-Восточного Причерноморья начала меняться под влиянием степной медицины гуннов. В приготовлении лекарственных средств стали использоваться некультивируемые на Северном Кавказе степные растения. Кроме того, из индо-тибетской народной медицины транзитом пришли на Кубань знания о физиотерапевтических методах лечения (прогревание в золяной яме, горячим песком).
В 635 году нашей эры хан Кубрат основал государство Великая Булгария в Восточном Приазовье. Учитывая тесную дипломатическую взаимосвязь Булгарии с Византийской империей, в медицине региона стали прослеживаться типичные черты христианского врачевания. В городе Фанагории был сформирован монастырь, основной деятельностью которого стал уход за больными и ранеными. Однако после смерти Кубрата методы врачевания, позаимствованные у Византии, были быстро забыты. Великая Булгария, попав под власть Тюркского каганата, вернулась к медицине, характерной для жителей Передней и Центральной Азии.
Вплоть до X века медицина, распространённая на Кубани, базировалась на использовании многокомпонентных лекарств, в состав которых входили растения (к примеру, полынь, заячий горох, валериана), минералы (сера, гипс, соль), части тел животных (курдючный жир, костный мозг некоторых птиц). Особое значение придавалось использованию в лечении различных видов мяса и применению тёплых «душистых» ванн для отдельных частей тела.
В значительной мере изменилась медицина региона в период расцвета Тмутараканского княжества – первого славянского государства на территории современного Краснодарского края, образованного в X веке. Столицей княжества стал завоёванный у хазар город Таматарха (по-русски Тмутаракань – ныне Тамань). С момента становления Тмутаракани в регион проникают знания об эмпирической народной славянской медицине. Особое значение в этом играли киевские травники и лечебники, а также пришедшие на Таманский полуостров лекари, входившие в состав войска князя Святослава. В дальнейшем многие лекари, целители Киевской Руси направлялись на Таманский полуостров, сопровождая своих князей, бежавших от междоусобных войн. Кроме того, следуя византийской традиции, лечением и презрением больных, убогих, вдов и сирот занималось духовенство. Так постепенно сформировалось медицинское сообщество, которое создало обширное собрание книг о лекарском деле.
Славянская народная медицина дала начало самобытной лекарской традиции, настолько сильной, что она пережила даже времена завоевания Кавказа Золотой Ордой. Она плотно переплелась с уже существовавшими у жителей завоёванных земель знаниями о врачевании (состоявшими в основном из медицинских практик кочевых народов и фармацевтических представлений Боспорского царства). Кроме того, ввиду плотного дипломатического взаимодействия Тмутараканского княжества и Византийской империи медицина жителей Северо-Восточного Причерноморья обогатилась представлениями о христианской медицине. Византийские врачи поделились знаниями о систематическом уходе за больными, применении комплексных физиотерапевтических методов и простейших санитарных и противоэпидемических мероприятиях. Такое смешение культур в регионе определяло самобытную и уникальную среду для развития медицины.
С середины XII века на Черноморском побережье стали появляться Генуэзские поселения, которые принесли с собой знания по хирургии из Италии. Это повлияло на значительное расширение знаний о хирургическом лечении в Северо-Восточном Причерноморье.
XIII век стал периодом кровавого покорения Кавказа Золотой Ордой под предводительством хана Батыя, а также формирования в приазовских степях самостоятельной орды под предводительством хана Ногая. Последовавшие за этим многочисленные военные столкновения и снижение влияния Византии стали причиной упадка культуры в регионе. Письменные медицинские руководства Тмутаракани были уничтожены, а врачевание вновь стало прерогативой малочисленного круга религиозных служителей. Однако кочевые и оседлые народности старались развивать монгольскую медицину Золотой Орды и получили через неё доступ к некоторым знаниям китайской медицины. Помимо того, усиление торговых отношений (за счёт генуэзских поселений) с Европой стало причиной появления в Причерноморье лекарственных растений и препаратов, присущих средневековой медицине Италии и Франции. Так продолжалось вплоть до второй половины XV века.
Во второй половине XV века, после военного переворота султана Хаджи-Гирея в 1453 году и распада Золотой Орды, сформировалось независимое государство – Крымское ханство, в состав которого входили в том числе и земли Восточного Приазовья, и северо-восточное побережье Чёрного моря. В этот период медицина в регионе изменялась незначительно, постепенно избавляясь от малодейственных практик, накопленных за время многочисленных симбиозов медицины разных народностей. Это способствовало созданию единой концепции лекарских знаний.
С 1475 года молодое государство попало под значительное влияние Османской империи. Столицу ханства стали посещать турецкие врачи, принося с собой труды великих врачей восточного мира, а медицина региона испытала мощное влияние ислама. Кроме того, в конце XV века Крымское ханство совершало частые набеги на Литву и Польшу, что стало причиной распространения в государстве хирургических практик европейской медицины, в частности кровопускание и вскрытие нарывов. Однако прижигание ран хоть и считалось действенным методом как в Европе, так и на территории восточных стран, оно не прижилось в ханстве из-за религиозных воззрений ислама.
В XVI веке наблюдался расцвет медицины Крымского ханства за счёт формирования общества учёных-медиков как в Бахчисарае (столице ханства), так и в иных городах. Данное объединение состояло из наиболее почитаемых лекарей ханства, которые проводили не только лечение больных в медресе, но и экспериментировали в области совершенствования уже имеющегося лечения, а также занимались изучением и открытием новых лекарственных снадобий. Общество собиралось раз в год в Бахчисарае для обсуждения наиболее важных вопросов медицины того времени. Более того, в каждой военной крепости на территории Северного Причерноморья обязательно состояло на службе не менее двух врачей, а каждый город должен был содержать хотя бы одну больницу.
Процесс выполнения врачом назначения лечения во время обучения (XVII век)
Особое отношение крымских ханов к медицине доказывает покровительство крымскому учёному-медику первой половины XVI века – Хекиму Мехмеду Недаи, автору ряда философских и медицинских трудов, среди которых медицинский трактат на тюркском языке «Менафиу-н Нас». Шестьдесят томов медицинского трактата содержали в себе, помимо общих медицинских практик, разделы по лечению детских болезней, по деонтологии и реабилитации. Данный труд быстро распространился на восток, вплоть до территорий современного Узбекистана, благодаря простоте повествования и долгое время носил статус одного из авторитетнейших медицинских сочинений.
В начале XVII века на территории Северного Причерноморья свирепствовала эпидемия чумы. Даже развитая медицина Крымского ханства не могла противостоять чумному поветрию. Так, в ноябре 1607 года при возвращении из крепости Гази-кермен у крепости Темрюк от чумы умер хан Гази-Гирай. После чего на территории всего ханства были распространены противоэпидемические меры: все больные и ослабшие должны были находиться под присмотром родственников, в период повышения уровня заболеваемости всем надлежало обращаться в больницы только в крайних случаях. Руководствуясь наставлениями исламских пророков, татары считали опасными всякие путешествия в период разгара болезни, предпочитали обильное питьё и умеренно-белковую диету. Также на государственном уровне были установлены гигиенические мероприятия на период эпидемии (схожие с современным режимом самоизоляции населения).
В 1630–1640 годах чума унесла множество жизней на территории Кавказа, умер от чумы и хан Бахадыр Гирей. Ко второй половине XVII века Крымское ханство поразила эпидемия холеры, которая была быстро подавлена, но не побеждена полностью. Ещё долго возникали локальные вспышки болезни в Приазовье.
Аптекарское дело в Крымском ханстве было весьма почётным занятием. Аптекари имели большие земельные наделы, отведённые государством для возделывания лекарственных растительных культур. Один из крупных центров выращивания лечебного сырья располагался на восточном побережье Азовского моря, где плодородная почва позволяла выращивать растения, привезённые из Средиземноморья. Опыт приготовления лекарств тщательно передавался посредством большого количества сочинений по фармакологии (большая часть которых ныне представлена в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге).
Несмотря на доминирующее положение Крымского ханства, на Кубани проживали и другие народы. Так, к началу XVII века выделяют ногайские кочевья (отдельные племена), адыгские племена и малочисленные племена, имеющие независимость от крымских татар и не относящие себя ни к одному другому народу Кавказа.
Широко расселившиеся вдоль реки Кубань ногайцы – кочевой народ, проживавший по правобережью реки Кубани, имели сложную социальную иерархию и феодальный строй с сохранённым рабовладением. Медицина ногайцев была достаточно простой и базировалась на оставшихся ещё со времён Золотой Орды практиках и представлениях. Именно ногайским лекарям принадлежит заслуга в открытии и описании источников минеральных вод и мест залегания целебной глины и «земляного масла». Помимо того, будучи кочевниками и табунщиками ногайцы заметили, что в зависимости от расположения стоянки и сезона течение болезней имеет значительные различия. Именно со слов уздени (представитель сословия Крымского ханства, свободный человек, обладающий высоким общественным положением и подчиняющийся высшей аристократии), врача ногайского происхождения итальянский путешественник Эмидио Дортелли д’Асколи (конец XVI – первая половина XVII века) описал не только метод лечения различных инфекционных и кожных болезней в зависимости от местности, но и приготовление мазей и снадобий на основе животного жира в зависимости от времени года. Ногайская Орда славилась своими знаниями в области массажа. Большим уважением пользовались «суьек уста» и «яракшы» – люди, знающие техники массажа и вправления костей.
Помимо Крымского ханства территорию современного Краснодарского края в рассматриваемый временной период населяли западные адыги (черкесы или горцы). Будучи оседлыми земледельцами, проживавшими на территории Левобережной Кубани, они обладали богатыми познаниям в области медицины. В силу обособленности черкесских поселений, вплоть до XVIII века их народная медицина отличалась региональной и национальной самобытностью, по сути, являясь наследием древней медицины Северного Причерноморья. Консервативность медицинских знаний не отменяла действенность и широкий терапевтический охват методов лечения. Широко применялась флора региона, однако продукты животного происхождения считались малодейственными, использовался только овечий жир в качестве основы для мазей. Минеральные компоненты (сурьма, сера, колчедан и нефть) применялись горцами редко (предположительно в силу негативного опыта применения некоторых из них в медицине ранее), что не мешало им применять лечебные ванны из минеральных вод.
Карта Кубанских земель и народов в XIII веке
Несмотря на активное экономическое взаимодействие с многочисленными народами Кавказа, западные адыги стремились сохранить врачебные знания на том уровне, что и их далёкие предки, считая собственную медицину наиболее действенной. Такие представления не были лишены истины и были обоснованы многовековой проверкой на практике. Закономерное развитие врачевания требовало заимствований из медицинских практик других народов, и с конца XVII – начала XVIII века адыги всё же стали перенимать методы врачевания своих территориальных соседей (ногайцев, татар, абхазов, карачаевцев и даже грузин).
К началу XVIII века территория современного Краснодарского края была поделена между феодальными государствами западных адыгов, ногайцев и Крымским ханством. Медицина была представлена тремя отличными друг от друга направлениями. Крымская и ногайская медицина находились в состоянии некоторого застоя. Методы врачевания черкесов стали заметно совершенствоваться, обогащаясь за счёт торговых и дипломатических взаимодействий с народами как Закавказья, так и Средней Азии. Обусловлено это было сменой консервативных взглядов на лечение среди различных родов западных адыгов. Помимо того, распространяться новым способам лечения болезней помогали такие традиции черкесов, как куначество (побратимость) и аталычество (традиция растить ребёнка в чужой семье, иногда проживающей территориально далеко).
Горские врачи (хакимы) начали активно экспериментировать с минеральными компонентами и неиспользуемыми ранее растениями, в лечении стали применяться специи, полученные от крымских купцов. Их использовали как горячительные и укрепляющие средства. Известно, что применялись специальные снадобья-супы с применением мёда, специй и особых видов рыбы.
Примечательным фактом медицины региона того времени можно считать умение местных жителей противостоять инфекционным болезням. Имеются сведения, что черкесы владели техникой прививания от оспы. Посетивший Кавказ в 1711 году Абри де ла Мотре – французский агент шведского короля Карла XII, в своих заметках о черкесах описал процесс прививания девочки в селении Деглиад: «Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться. Старая женщина взяла три иголки, связанных вместе, которыми она, во-первых, сделав укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых, в левую грудь против сердца, в-третьих, в пупок, в-четвертых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлеченный из оспинок больного».
Черкесская девушка-лекарь при дворе османского султана Ахмеда III. Иллюстрация из книги Эдмунда Спенсера «Turkey, Russia, the Black Sea, and Circassia»
Аналогичный пример можно встретить у Мэри Монтегю – жены британского посла в Османской империи, которая была знакома с черкесскими лекарями, приглашёнными в Стамбул. В одном из своих писем от 1717 года, леди Монтегю пишет: «Этим занимаются пожилые женщины, каждую осень, в сентябре месяце, когда спадает жара. Люди (обычно пятнадцать или шестнадцать человек) собираются вместе и приглашают старуху. Она приходит с орехом, полным лучшего сорта оспы, и с помощью иголки заносит заразу людям в тело. Дети и молодые люди проводят вместе всю оставшуюся часть дня. Затем лихорадка начинает их захватывать, и они лежат в кроватях два дня, реже три. У них очень редко появляются шрамы на лице, болезнь проходит легко, на восьмой день пациенты чувствуют себя прекрасно». Указанные факты являются удивительными и наталкивают на мысли о возможной переработке позаимствованного у китайцев метода прививания.
По мере развития вооружённых столкновений между подданными Российской империи и Османского султаната медицина адыгов и ногайцев обогатилась народной медициной русских и украинцев. Горцы, несмотря на напряжённую международную обстановку, никогда не считали зазорным делиться своими медицинскими знаниями со всеми желающими. К примеру, сохранились данные о лекаре-адыге, который пришел к Донским казакам близ Азова и поделился рецептами ухода за больными малярией и вправления вывихнутых конечностей.