Цветовая гамма:
A
A
A
Размер шрифта:
A
A
A
Обычная версия сайта
 
 
 
 
 
Назад
Меню

История Библиотеки


История библиотеки Кубанского государственного медицинского университета

Библиотека Кубанского государственного медицинского университета берет свое начало с 1920 года, когда 5 сентября, в театре имени Л.В. Луначарского (ныне филармония) состоялось торжественное открытие Кубанского государственного университета, в составе которого был открыт и медицинский факультет.

Как отмечал А.В Луначарский, в беседе с одним из создателей медицинского факультета, в будущем заслуженным деятелем науки РСФСР профессором А.А. Герке, «не может быть ВУЗа, пока нет достаточной научно-педагогической библиотеки». При этом он ссылался на опыт организации Томского университета, открытие которого задерживало царское правительство из-за отсутствия библиотеки.

По согласованию с Академическим центром было разрешено отобрать в книжной палате для библиотеки до 2000 наименований. Поэтому подбор книг происходил очень тщательно и расчетливо. Так, например, были отобраны медицинские журналы за 15-25 лет, но наименование было одно.

И таким образом было отобрано и вывезено 2137 наименований, что составило около 43000 книг.



Развитие библиотеки

Заведующим библиотекой был назначен доктор Н. И. Фурсов (на фото самый верхний ряд), его помощником Софья Георгиевна Тер-Оганян.

Решением СНК СССР библиотека мединститута была включена в число библиотек, получающих обязательный экземпляр по медицине и пограничным наукам. Регулярные издания трудов Кубанского медицинского института дали возможность развивать книгообменную сеть библиотеки. В обмен на издания института из крупнейших медицинских учреждений стран мира (Англии, Франции, Японии, Китая и др.) библиотека получала книги и журналы.



Изменения в руководстве библиотеки

В январе 1930 года в связи с переездом Н.И. Фурсова в г. Харьков, заведующей библиотекой стала С.Г. Тер–Оганян.

Ценным приобретением для библиотеки стал полный комплект диссертаций в количестве 2500 экземпляров, подаренный С.Г. Тер-Оганян во время ее научной командировки в Ленинград Военно-Медицинской Академией. Также были преданы в дар библиотеки труды Пирогова, Боткина, Сеченова и других ученых.



История библиотеки в военные годы

Особая страница в истории библиотеки – годы Великой Отечественной войны. Библиотека находилась под постоянным контролем немцев. Приказом директор института А.Н. Мотненко обязал заведующего библиотекой С.Г. Тер-Оганян не эвакуироваться, а остаться в Краснодаре на время оккупации хранителем библиотеки.

Оккупантами был издан приказ: за вынос книг – смерть; хранить только медицинскую литературу, общественно – политическую уничтожить. Софья Георгиевна делала что могла: прятала наиболее ценные издания, убирала карточки из каталогов. Но кроме институтской библиотеки ее беспокоила судьба личных библиотек ученых и преподавателей института, находящихся в эвакуации. Эта маленькая, хрупкая женщина спасла от гибели специальную медицинскую литературу, дневники, научные труды профессоров.

Библиотека быстро перестроила свою работу после оккупации, приступив к широкой библиографической разработке актуальных тем по вопросам военной медицины. Срочно делались переводы и рефераты из иностранных журналов. По заявкам научных сотрудников и военных врачей города составлялись библиографические списки, и подбиралась литература для их докладов и работ. Многие врачи местных эвакогоспиталей были постоянными читателями библиотеки.



Современная роль книги и библиотеки

Сегодня, в век компьютеризации, книга все-таки остается источником мудрости, знаний, опыта и фундаментом образования. Книга – неотъемлемая часть нашего образа жизни. Она помогает овладевать знаниями, приобретать профессию, познавать людей и окружающий мир, приобщаться к прекрасному. А библиотека – это не просто хранилище книг, а информационный центр, друг и помощник всего учебного процесса и воспитательной работы.

Поэтому вся работа библиотеки основана на фонде, от его полноценной сформированности, оперативного его отображения и всестороннего раскрытия в справочно-поисковом аппарате, надлежащей организации фонда, включая расстановку, сохранность и использование. На сегодняшний день фонд библиотеки составляет более 450 000 тысяч экземпляров.

Для самостоятельной работы читателей библиотека имеет большой читальный зал на 80 посадочных мест, установлены компьютеры с доступом в Интернет. Студенты имеют возможность самостоятельно работать, использовать электронные учебные материалы и ресурсы сети Интернет, а также читатели имеют доступ к электронному каталогу библиотеки, который представлен более 60 000 библиографических записей.



Многокомпонентная система работы библиотеки

Работа библиотеки можно сказать, что это сложная, многокомпонентная система, которая объединяет такие важнейшие виды деятельности, как воспитательная, учебная, образовательная и самообразовательная, информационная, коммуникативная, организаторская, интерактивная, творческая, исследовательская. Она стала необходимым условием для студентов в их профессиональном обучении, гармоническом развитии, становлении личности.

Внедрение компьютерных и других современных технологий позволяет более полно удовлетворять информационные потребности читателей, улучшать их библиотечно-информационное обслуживание, обеспечивать должный доступ к информационным ресурсам. И потому еще большим конкретным содержанием наполняется девиз библиотеки: «Мы работаем для вас и вместе с вами на ваш успех».